СЕКЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 13.12.2009О.В.Василевская
Предмет “музыкальная литература” является важнейшей дисциплиной в музыкальной школе. Он напрямую связан с формированием у юного исполнителя таких важнейших качеств, как музыкальный кругозор, музыкальный вкус, способность осмысленно и грамотно исполнять произведения, понимать все нюансы столь сложного музыкального языка. В РСМАЛ им. В.А.Успенского этот предмет занимает особое место. Его начинают изучать с пятого класса и заканчивают изучение на третьем курсе музыкального лицея. Более 30 лет назад по инициативе директора школы им. В.А.Успенского И.Г. Юлдашевой в начальную школу был введен предмет “слушание музыки”. Этот предмет сильно отличался от таких предметов как “пение” и “музыка” в общеобразовательных школах своей направленностью на профессиональное исполнительское образование. Важнейшей задачей слушания музыки было научить детей правильно слушать, понимать её, что, несомненно, является первым шагом к осмысленному исполнению музыки на любом инструменте. Первую программу по слушанию музыки создала и опубликовала Фаина Ефимовна Горбан. Талантливый педагог и музыкант, она стояла у истоков формирования традиций школы. Ею была проделана огромная работа: разработана специальная методика, которую она с успехом применяла на своих уроках, опубликованы методические статьи. Традиции и методы педагога продолжили ее единомышленники и ученики. Сохраняя достижения первых преподавателей этого предмета, нынешние педагоги значительно расширили задачи и возможности этой музыкальной дисциплины Сегодня в задачи начального обучения входит не только формирование осмысленного восприятия музыки, но и освоение основных музыкальных терминов и понятий, приобретение навыков элементарного музыкального анализа, знакомство с жизнью и творчеством выдающихся композиторов. Каждый педагог, преподающий слушание музыки в младших классах, опирается на программу, созданную преподавателем секции Эльвирой Аскаровной Абдуллаевой. Гибкость и оригинальность этой программы позволяет всем педагогам проявить свою творческую индивидуальность в работе с малышами, найти свой подход к детям. Игровые методы в ней преобладают. Они делают уроки не только познавательными, но и интересными, веселыми, доступными. Рисование, логические игры, викторины, кроссворды, композиция – привычные формы деятельности учеников начальной школы на уроках слушания музыки. Ну, и конечно же – музыка, звучание которой обязательно на каждом уроке. Музыкальные иллюстрации педагога на фортепиано, прослушивание аудиозаписей, просмотр музыкальных видеофильмов по-прежнему остаются важнейшими элементами обучения. Преподавание музыкальной литературы в средних классах РСМАЛ им. В.А.Успенского имеет свои особенности и существенно отличается от традиционного, принятого в музыкальных школах-семилетках. В 80-х годах минувшего столетия замечательными и талантливыми педагогами_- Эдой Вольфовной Добровецкой – кандидатом педагогических наук, и первой заведующей секцией музыкальной литературы, методистом Аллой Семёновной Кучук в качестве эксперимента была предложена принципиально новая программа для средних классов специальной музыкальной школы, которой тогда являлась «Успенка»: учебный материал располагался в ней не по персоналиям, а по жанрам. Дальнейшая разработка новой жанровой программы была поручена следующему поколению преподавателей школы – Марине Станиславовне Плазинской и Эльвире Аскаровне Абдуллаевой. В настоящее время в лицее утверждён новый вариант жанровой программы, обобщённый и доработанный преподавателем секции Татьяной Александровной Петренко. Новая “жанровая” программа также отражает специфику специального музыкального заведения, позволяет охватить весь объем изучаемого материала в иной последовательности. Преимущества этой оригинальной программы сейчас основательно подтверждены практикой и хорошими результатами. Учащиеся имеют возможность проследить историческое формирование и развитие практически всех музыкальных жанров, получают представление о стилевых особенностях их использования у различных композиторов. Это, несомненно, оказывает благотворное влияние на исполнительскую деятельность учеников, играющих произведения по специальности более грамотно и выразительно. Именно в средних классах начинают использоваться элементы проблемного обучения, научно разработанного и внедрённого в практику преподавания предмета «Музыкальная литература» Э.В. Добровецкой. Дальнейшая разработка методических приемов проблемного обучения – важнейшая задача нынешних педагогов секции. Учащимся постепенно прививаются навыки самостоятельного мышления, музыкального анализа, они получают представления о возможности художественной интерпретации музыкального произведения, учатся делать выводы, принимать самостоятельные решения. Проблемные уроки, как правило, проходят в форме беседы, диспута, иногда возможны и элементы игры. Обогащается и музыкальный “запас” учеников, так как на уроках звучит много музыки. Постепенно учащиеся приобщаются к музыкальным иллюстрациям, знакомятся с клавирами, партитурами, читают дополнительную литературу. “Музыкальная литература” в старших и лицейных классах – это сложная и объемная дисциплина, одновременно решающая огромные творческие и образовательные задачи. Учащиеся старших и лицейных классов изучают предмет по монографическому принципу. На этом этапе обучения они уже обладают достаточными знаниями и навыками, чтобы охватывать творчество отдельного композитора целиком, выходить на уровень обобщения, формирования устойчивых представлений о стилевых особенностях музыки. Навыки музыкального анализа, полученные в средних классах, существенно обогащаются и расширяются. Как и прежде, на уроке музыкальной литературы обучение тесно связано со специальностью и играет огромную роль в формировании музыкального мышления, являясь своеобразным “связующим звеном” между всеми музыкальными и гуманитарными дисциплинами, изучаемыми на этом этапе. Этот период дает огромные возможности педагогам для творческой деятельности, использования индивидуальных методических приемов в обучении. Ведущим методом остается проблемный, как наиболее эффективный и уже привычный для учеников. Новые программы для старших классов и лицея, разработанные и внедрённые в 2003 году Мариной Станиславовной Плазинской и Ольгой Владимировной Василевской, позволяют значительно расширить и углубить традиционный курс музыкальной литературы. Программа по музыкальной литературе утверждена Министерством по делам культуры и спорта Республики Узбекистан и успешно применяется в других средних специальных музыкальных заведениях республики. Педагогам секции было доверено разработать и учебные стандарты по музыкальной литературе, которые, как известно, являются особо важным нормативным документом в области специального образования. Огромная заслуга секции музыкальной литературы РСМАЛ им. В.А.Успенского – составление вспомогательных учебных пособий для учеников, получивших название “планы-конспекты”. Необходимость в этих учебных пособиях возникла в связи с острой нехваткой учебной литературы и современных учебников. Каждый педагог составляет планы-конспекты в соответствии с учебным курсом, особенностями и спецификой конкретной группы. Это помогает ученикам самостоятельно готовиться к урокам дома, облегчает усвоение сложного музыкального материала. На секции музыкальной литературы разработаны и новые оригинальные формы опроса. В условиях дефицита учебного времени широко используется тестирование. Еще в 1992 году педагогом секции О.В. Василевской были предложены различные виды тестовых проверок знаний и умений учеников. Впоследствии этот метод, как известно, стал применяться повсеместно. Необходимым и обязательным для учеников старших классов и лицея является знание музыкальных произведений. Именно поэтому важнейшей формой опроса остается музыкальная викторина. Секция располагает огромным количеством аудиозаписей музыкальных викторин по различным курсам, составленных самими педагогами. К занимательным формам опроса можно отнести различные кроссворды, загадки и шарады. Эта деятельность является для учеников самой любимой, хотя и требует серьезной подготовки. Огромным достижением секции музыкальной литературы можно считать выпуск учебного пособия, подготовленного заведующей секцией М.С. Плазинской “Зарубежная музыкальная литература. Эпоха романтизма”.Т.,2006. Оно рекомендовано для учащихся специализированных музыкальных лицеев и колледжей. Это учебное пособие можно смело назвать учебником, составленным в оригинальной и доступной форме. Этот учебник получил высокую оценку во всех музыкальных учебных заведениях республики и за ее пределами. Он востребован, постоянно применяется в учебном процессе, успешно конкурирует с другими учебниками и соответствует духу нового времени. Особо хочется отметить автора учебника. М.С. Плазинская возглавляет секцию музыкальной литературы с 1991 года. Талантливый педагог-музыкант, авторитетный музыковед, она является выпускницей школы им. В.А.Успенского. Успешно окончив Московскую консерваторию, Марина Станиславовна вернулась работать в родную школу, которой отдает всю свою творческую энергию и мастерство. Любовь к музыке и детям, самоотверженная работа и настоящий педагогический дар приносят значительные результаты. Секцию музыкальной литературы можно смело назвать “творческой лабораторией”, коллективом единомышленников, возглавляемым замечательным педагогом-энтузиастом. На секции царит доброжелательная, творческая атмосфера. Взаимная поддержка и уважение, помощь молодым педагогам и сохранение богатых традиций школы – вот главные принципы в работе секции, ее педагогов Э.А. Абдуллаевой, О.В. Василевской, Т.А. Петренко, Г.С. Гафуровой, Э.У. Мамаджановой, З.А. Мурадовой, Э.Р.Матчановой, Г.А. Ташпулатовой. Все педагоги секции регулярно публикуют методические статьи в сборнике, выпускаемом РСМАЛ им. В.А.Успенского. Именно на страницах этого сборника были опубликованы новые программы, методические разработки. Многие монографические и аналитические статьи стали подспорьем в работе музыкальных колледжей и лицеев. В 2003 году в РСМАЛ им. В.А.Успенского был введен новый предмет – “Современная музыка”. Он позволяет учащимся познакомиться с наиболее значимыми и важными направлениями музыки ХХ века. Этот сложный и интересный курс был разработан и систематизирован педагогом секции Э.А. Абдуллаевой. Важнейшую роль в преподавании этого предмета играет музыкальная фонотека, собранная и записанная по личной инициативе педагогов школы и широко применяемая в обучении. Важнейшей дисциплиной секции музыкальной литературы является предмет “Узбекская музыка”. Педагог секции, кандидат искусствоведения Эльнара Ульмасовна Мамаджанова является автором новой Программы по этому предмету. Программа охватывает все этапы развития музыкальной культуры Узбекистана, включает в себя изучение фольклора и профессиональной музыки выдающихся узбекских композиторов. Важнейшей задачей педагогов секции является освещение музыкальной и культурной жизни столицы. Мероприятия с участием учеников и педагогов РСМАЛ им. В.А.Успенского, статьи в центральных газетах и журналах, беседы с интересными людьми, интервью, отзывы о богатой концертной деятельности лицея – привычная работа для таких педагогов, как Т.А. Петренко, М.С. Плазинская, Э.А. Абдуллаева, О.В. Василевская. Лекционная работа, выступления на радио и телевидении, создание специального сайта о РСМАЛ им. В.А.Успенского в интернете, организация выставок, концертов – все это далеко не полный список регулярных мероприятий, в которых принимают активное участие педагоги секции музыкальной литературы, а часто и становятся инициаторами их проведения. С введением на теоретическом отделе лицея предмета “Музыкальная критика” М.С. Плазинская регулярно привлекает к музыкально-критической деятельности учащихся. Результатом такого творческого сотрудничества являются статьи в газетах и журналах, написанные её учениками. Подобные совместные работы являются важнейшим шагом в решении задачи по подготовке профессиональных кадров юных музыковедов, музыкальных критиков. На секции музыкальной литературы постоянно проводятся открытые уроки, слушаются и обсуждаются методические сообщения педагогов. Частые гости здесь – преподаватели школ-семилеток, областных колледжей, студенты Государственной консерватории Узбекистана, среди которых немало бывших учеников РСМАЛ им. В.А. Успенского. Осваивая свою нелегкую профессию, они имеют возможность ознакомиться с новыми методами работы, получить квалифицированную помощь ведущих педагогов лицея. Интересным творческим экспериментом является открытие в РСМАЛ им. В.А.Успенского учебного видеосалона. Наряду с богатой фонотекой, которая необходима для работы секции, несколько лет назад по инициативе заведующей секцией М.С. Плазинской начала создаваться и видеотека. Была выдвинута идея организации просмотров видеофильмов о музыке, композиторах и искусстве, музыкально-театральных постановок, концертов. Эта идея получила поддержку у руководства лицея, выделившего для секции специальное оборудование и активно содействовавшего эксперименту. Теперь просмотр опер и балетов, концертов и передач о музыке – важнейшая часть учебного процесса и внеклассной работы. Демонстрация видеофильмов значительно стимулирует учебный процесс, повышает интерес к предмету и к музыке в целом. Видеотека постоянно расширяется. В настоящее время ею пользуются не только лицеисты, но и ученики начальных и средних классов, приобретаются новые фильмы и записи, обсуждается проект оборудования аппаратурой каждого класса музыкальной литературы. Музыкальная литература – особый предмет в сложной и многоступенчатой системе специального музыкального образования. Он сопутствует учащимся на протяжении всего процесса обучения – с первого класса до последнего курса лицея и далее, немного меняя ракурс – все консерваторские годы («История музыки»). Он объединяет всех учащихся, независимо от их специальности. Изучение музыкальной литературы помогает учащимся постепенно, шаг за шагом, осваивать нелёгкую профессию музыканта, формирует их мировоззрение, вооружает знаниями, навыками и умениями, без которых невозможно грамотное понимание и исполнение музыкальных произведений. Успешное решение столь важных педагогических и воспитательных задач требует от педагогов высокого профессионализма, глубоких и разносторонних знаний, достаточной подготовки, постоянного самообразования и творческого энтузиазма. Глубокое понимание важности своей миссии помогает педагогическому коллективу секции ставить высокие цели и с уверенностью двигаться вперёд, к новым творческим свершениям.
Свежие комментарии