18 –декабря 2012 года в РСМАЛ имени В.Успенского состоялся открытый урок для учащихся 5-х классов, подготовленный совместно педагогами отдела музыкальной литературы Василевской О.В. и Гафуровой Г.С. и педагогом отдела концертмейстерского мастерства Борисовой Т.В. Проведенный на высоком профессиональном уровне, он был направлен на изучение вокального творчества композиторов Узбекистана.

Педагоги проявили высокую эрудицию, умение заинтересовать и увлечь учащихся краткими, но интересными и познавательными фактами.

Уроки подобного рода   стали прекрасной традицией, родившейся еще в 2009 году, когда силами двух отделов был проведен первый открытый урок-концерт, посвященный творчеству русских композиторов Алябьева Гурилева Варламова.

Надеемся, что эта новая форма межпредметных связей получит свое развитие в дальнейшем, станет расширяться диапазон изучаемых композиторов, произведений, а также будут задействованы другие отделы – струнный, духовой, отдел народных инструментов.

Прозвучавшие в ходе урока-концерта произведения М.Ашрафи, Г.Мушеля ,Т.Садыкова и С.Юдакова – это наиболее известные и яркие по национальному колориту песни, отличающиеся высокими художественными достоинствами.

Нужно отметить тот факт, что урок проводился на 2 языках – узбекском (Гафурова) и русском (Василевская). Педагоги изъяснялись достаточно лаконично, предельно доступно передавая суть материала.

Можно условно разделить данный урок-концерт на две части, в каждой из которых помимо лекторов и исполнителей принимали участие и сами дети, живо откликающиеся на каждое исполнение.

Первая часть урока была посвящена творчеству Толибжона Садыкова и Мухтара Ашрафи, Рассказ об исполняемых песнях  предварял краткий обзор жизненного пути обоих авторов. Перед тем, как прозвучала музыка, учащимся были заданы вопросы, касающиеся понятий камерной музыки, так как  данный урок-концерт был предназначен не только для ознакомления учащихся  с вокальным творчеством узбекских композиторов, но и для проверки знаний и навыков детей, той базы, которая должна была сложиться к этому времени. Дети проявили особую активность и уверенность, а также показали хорошие знания.

Составляющие первую часть концерта пять музыкальных номеров ярко проиллюстрировали характерные особенности узбекской камерно-вокальной музыки, типичные жанры и тематику (импровизационность мелодии, свободу метроритма, секундовые сочетания, мелизматику и т.д.) Среди них были лирического плана песни Т.Садыкова «Бахор», «Окибат», лирико-жанровые песни Т.Садыкова «Булбул», М.Ашрафи «Тинчлик кабутари», «Песня молодости».

Очень ярко прозвучала песня Т.Садыкова «Булбул» в исполнении Франковой Любови Сергеевны и Артема Пака. Солистка, обладающая прекрасным колоратурным сопрано, прекрасно передала настроение песни. Само дыхание природы чувствовалось в ее звенящем голосе, то имитирующем веселое щебетанье птиц, то раскрывающем особую лиричность и задушевность песни. Нужно сказать и о высоком уровне мастерства концертмейстера, чутко следующего за солисткой, и в то же время передающего индивидуальное отношение к исполняемому произведению.

Песня Садыкова «Бахор», которую исполняли Остапчук Марина Николаевна и Пак Артем, была принята с еще большим восторгом. Такие живые, искренние, бурные аплодисменты не часто услышишь и в больших концертных залах. Они не переставали звучать на протяжении всего концерта.

Подобно тому, как весна несет с собой любовь и радость, в бархатном тембре солистки было передано это чудесное время года – время обновления всего живого. Выразительная мелодия, льющаяся непрерывным потоком, окутывала слушателей чарующими звуками.

В качестве концертмейстеров выступали учащиеся лицея – Пак Артем, Мирсаидов Бобур, Сайфиддинов Фаррух, Туйчибеков Хурщид и Мирзаахмедова Хурниса. Их игра отличалась особой глубиной и выразительностью, а в глазах блестел тот особый огонек, который загорается в моменты искренней заинтересованности.  Необходимо отметить профессионализм их педагога – Борисовой Тамары Владимировны, которая провела огромную работу  по подбору и отделке большого репертуара со своим классом.

Вторая часть урока-концерта была посвящена творчеству двух замечательных узбекских композиторов – Георгия Мушеля и Сулеймана Юдакова. После увлекательного обзора творческого пути музыкантов были исполнены две его песни, замыкающие собственно музыкальную часть урока.

Песня С.Юдакова «Дугоналар», исполненная Туйчибековым Хуршидом и Франковой Л.С., отличалась удивительно светлым мироощущением и оптимизмом, демократизмом и простотой. Она была спета солисткой с подкупающей искренностью и нежностью под мягкое сопровождение фортепиано.

И, наконец, блестящим завершением концерта явилась композиция Г.Мушеля «Песня о девушке», посвященная жизни 13-летней девушки Замиры, самоотверженно собирающей хлопок во имя блага государства. Несмотря на тяжелую жизнь и труд, она всегда оставалась веселой и жизнерадостной, верила в светлое будущее.

Мушеля вдохновила эта история на создание прекрасного произведения. Благородство, чистоту и ощущение радости, воплощенные в этой песне, чутко передала Франкова Л.С. и концертмейстер Мирзаахмедова Хурниса.

Затем детям были заданы итоговые вопросы.  Ответы учеников показали, насколько внимательно и вдумчиво они следили за ходом концерта и насколько глубоко они усвоили материал.

В заключение нужно отметить несомненную пользу такого рода уроков. К сожалению, существует очень мало записей камерно-вокальных сочинений композиторов Узбекистана. Живое исполнение – это единственная возможность для учащихся услышать их. Учащиеся же класса концертмейстерского мастерства получают возможность постичь особенности исполнения вокальных произведений узбекских мастеров. Кроме того, решается еще одна важная воспитательная задача-пропаганда и пробуждение интереса к отечественной музыкальной культуре.

 

З.Хамзина, учащаяся II курса РСМАЛ им. В.Успенского

18 –декабря 2012 года в РСМАЛ имени В.Успенского состоялся открытый урок для учащихся 5-х классов, подготовленный совместно педагогами отдела музыкальной литературы Василевской О.В. и Гафуровой Г.С. и педагогом отдела концертмейстерского класса Борисовой Т.В. Проведенный на высоком профессиональном уровне, он был направлен на изучение вокального творчества композиторов Узбекистана.

Педагоги проявили высокую эрудицию умение заинтересовать и увлечь учащихся краткими, но интересными и познавательными фактами.

Уроки подобного рода   стали прекрасной традицией, родившейся еще в 2009 году, когда силами двух отделов был проведен первый открытый урок-концерт, посвященный творчеству русских композиторов Алябьева Гурилева Варламова.

Надеемся, что эта новая форма межпредметных связей получит свое развитие в дальнейшем, станет расширяться диапазон изучаемых композиторов, произведений, а также будут задействованы другие отделы – струнный, духовой, отдел народных инструментов.

Прозвучавшие в ходе урока-концерта произведения М.Ашрафи, Г.Мушеля ,Т.Садыкова и С.Юдакова были наиболее известные и яркие по национальному колориту песни, отличающиеся высокими художественными достоинствами.

Нужно отметить тот факт, что урок проводился на 2 языках – узбекском (Гафурова) и русском (Василевская). Педагоги изъяснялись достаточно лаконично, предельно доступно передавая суть материала.

Можно условно разделить данный урок-концерт на две части, в каждой из которых помимо лекторов и исполнителей принимали участие и сами дети, живо отвлекающиеся на каждое исполнение.

Первая часть урока была посвящена творчеству Толибжона Садыкова и Мухтара Ашрафи, Рассказ об исполняемых песнях  предварял краткий обзор жизненного пути обоих авторов. Перед тем, как прозвучала музыка, учащимся были заданы вопросы, касающиеся понятий камерной музыки, так как  данный урок-концерт был предназначен не только для ознакомления учащихся  с вокальным творчеством узбекских композиторов, но и для проверки знаний и навыков детей, той базы, которая должна была сложиться к этому времени. Дети проявили особую активность и уверенность, а также показали хорошие знания.

Составляющие первую часть концерта пять музыкальных номеров ярко проиллюстрировали характерные особенности узбекской камерно-вокальной музыки, типичные жанры и тематику (импровизационность мелодии, свободу метроритма, секундовые сочетания, мелизматику и т.д.) Среди них были лирического плана песни Т.Садыкова «Бахор», «Окибат», лирико-жанровые песни Т.Садыкова «Булбул», М.Ашрафи «Тинчлик кабутари», «Песня молодости».

Очень ярко прозвучала песня Т.Садыкова «Булбул» в исполнении Франковой Любови Сергеевны и Артема Пака. Солистка, обладающая прекрасным колоратурным сопрано, чутко передала настроение песни. Само дыхание природы чувствовалось в ее звенящем голосе, то имитирующем веселое щебетанье птиц, то раскрывающем особую лиричность и задушевность песни. Нужно сказать и о высоком уровне мастерства концертмейстера, чутко следующего за солисткой, и в то же время передающего индивидуальное отношение к исполняемому произведению.

Песня Садыкова «Бахор», которую исполняли Остапчук Марина Николаевна и Пак Артем была принята с еще большим восторгом. Таких живых, искренних, бурных аплодисментов не часто услышишь и в больших концертных залах. Они не переставали звучать на протяжении всего концерта.

Подобно тому, как весна несет с собой любовь и радость, в бархатном тембре солистки было передано это чудесное время года – время обновления всего живого. Выразительная мелодия, льющаяся непрерывным потоком, окутывала слушателей чарующими звуками.

Хочется сказать несколько слов и о учащихся лицея, участвующих в концерте в качестве концертмейстеров. Это Пак Артем, Мирсаидов Бобур, Сайфиддинов Фаррух, Туйчибеков Хурщид и Мирзаахмедова Хурниса. Их игра отличалась особой глубиной и выразительностью, а в глазах блестел тот особый огонек, загорающийся в моменты искренней заинтересованности. А также необходимо отметить профессионализм их педагога – Борисовой Тамары Владимировны, которая провела огромную работу  по подбору и отделке большого репертуара со своим классом.

Вторая часть урока-концерта была посвящена творчеству еще двух замечательных узбекских композиторов – Георгия Мушеля и Сулеймана Юдакова. После увлекательного обзора творческого пути музыкантов, были исполнены еще две песни, замыкающие собственно музыкальную часть урока.

Песня С.Юдакова «Дугоналар», исполненная Туйчибековым Хуршидом и Франковой Л.С., отличалась удивительно светлым мироощущением и оптимизмом, демократизмом и простотой. Она была спета солисткой с подкупающей искренностью и нежностью под мягкое сопровождение фортепиано.

И, наконец, блестящим завершением концерта явилась композиция Г.Мушеля «Песня о девушке», посвященная жизни 13-летней девушки Замиры, самоотверженно собирающей хлопок во имя блага государства. Несмотря на тяжелую жизнь и труд, она всегда оставалась веселой и жизнерадостной, верила в светлое будущее.

Мушеля вдохновила эта история на создание прекрасного произведения. Благородство, чистоту и ощущение радости, воплощенные в этой песне, чутко передала Франкова Л.С. и концертмейстер Мирзаахмедова Хурниса.

Затем детям были заданы итоговые вопросы. Их ответы показали насколько внимательно и вдумчиво они следили за ходом концерта, и насколько глубоко они усвоили материал.

В заключение нужно отметить несомненную пользу такого рода уроков. К сожалению, существует очень мало записей камерно-вокальных сочинений композиторов Узбекистана. Живое исполнение-это единственная возможность для учащихся услышать их. Учащиеся же класса концертмейстерского мастерства получают возможность постичь особенности исполнения вокальных произведений узбекских мастеров. Кроме того, решается еще одна важная воспитательная задача-пропаганда и пробуждение интереса к отечественной музыкальной культуре!

РЕЦЕНЗИЯ

29 января  состоялся открытый  урок-концерт  педагогов О. Н. Мусаевой и Т. В Борисовой с учащимися 8 класса на тему:  «Лирика М.Ю. Лермонтова в музыке». Выбор темы не случаен: творчество великого русского  поэта отличается многообразием тем и глубиной образов, но особенно поражает пластикой стиха и задушевностью высказывания. Именно эти  качества поэзии Лермонтова вдохновили на создание музыкальных произведений немало композиторов. Композиция  и  драматургия  урока  были  тщательно продуманы и отличались определенной логикой. Во вступительном  разделе были охарактеризованы цель и задачи  урока, а также был представлен творческий портрет Лермонтова педагогом  по литературе О. Н. Мусаевой. Основная часть  урока была посвящена раскрытию главных тем творчества  поэта и их воплощению в музыке. По определению педагога по литературе, основными в лирике Лермонтова являются темы одиночества и тоски, но в процессе урока были затронуты и сопутствующие темы: мечтаний, странствования и поисков счастья, что характеризует романтическую направленность творчества поэта. Например, в таких произведениях, как «Выхожу один я на дорогу» и «Парус». Раскрытие каждой темы происходило поэтапно: первоначально декламировались  стихи и производился их анализ учениками,  затем  иллюстраторы (певицы М. Остапчук и Л. Франкова ) с учащимися  концертмейстерского  класса  Т.В. Борисовой  исполняли мансы на эти стихи, рождая у присутствующих новые впечатления, силивая поэтические образы музыкальными. Также, новым и интересным вариантом исполнения  романсов  был  дуэт флейты ( ученица Диера Асометдинова) и фортепиано (ученица  Фарангиз  Хайдарова), что  давало возможность более углубленного вникания в музыкальное воплощениепоэзии Лермонтова. Подобным ансамблем были исполнены романсы Варламова «Парус» и «Горные  вершины».  Здесь педагог Т.В.Борисова продемонстрировала еще один вид работы в классе концертмейстерского мастерства концертмейстерскую  практику. Надо отметить, что в РСМАЛ им. Успенского занятия по концертмейстерству начинаются в 8 классе, т.е. участники этого открытого урока-концерта лишь несколько месяцев назад начали постигать новый предмет. Для них подобная практика является чрезвычайно полезной и подготавливает их к дальнейшим концертным выступлениям. Труды и волнения  юных  концертмейстеров  были  вознаграждены заслуженными аплодисментами одноклассников. Хочется особо сказать о работе Борисовой, которая помимо подготовки музыкальной иллюстрации поэзии Лермонтова, взяла на себя, отчасти, функции музыковеда. Очень ценными и познавательными были ее комментарии о некоторых композиторах. Например, перед исполнением (М. Остапчук и ученицей Сашей Ким) романса «Выхожу один я на дорогу» прозвучал небольшой рассказ об авторе Ел. Шашиной, одновременно и поэтессой, и музыкантом, а ее романсы, написанные в  XIX веке, находятся в  епертуаре современных евцов: Хворостовского,  алинина, Валерии и др. Интересными были высказывания  орисовой о стилизации русской народной песни в связи с поэзией Лермонтова на примере романса Даргомыжского «Тучки небесные», а также характеристика музыкальных  средств выразительности в том или ином романсе. Например, при разборе стихотворения «Парус» педагог О.Н Мусаева, используя наглядное пособие- изображение парусника, определила основную тему творения Лермонтова, как создание образа одиночества. Думается, что это только часть темы, т.к. другая часть была раскрыта  именно  музыкальными  средствами в романсе Варламова. Высказывание Борисовой о динамичной  восходящей мелодической линии к кульминационной точке, и, особенно, об  упругом ритме жанра болеро дает возможность  обратить внимание слушателей на следующие слова: «Играют волны- ветер свищет, и мачта гнется  и  скрипит а он, мятежный, ищет бури» В заключительном разделе урока-концерта были подведены итоги педагогом по  литературе О.Н. Мусаевой, а также высказаны некоторые соображения  Т.В.Борисовой  по поводу совмещения искусств и новаторстве ведения урока, основанном на межпредметных связях. Эта мысль заслуживает внимания, тем более, что, благодаря своей специфике, наше учебное заведение позволяет педагогам использовать эти уникальные возможности. Затем, Т.В. Борисова поблагодарила всех участников открытого урока, в том числе и вокалисток  М. Остапчук и Л. Франкову. Особая благодарность была высказана педагогу Курбановой за ее подготовку исполнения на флейте  ученицей Д. Асометдиновой. Хочется отметить, что урок-концерт был очень позитивным, продуманным в драматургическом плане и четко организованным. Приятным фактором было то, что благодаря стараниям  организаторов все ученики активно проявили себя не только в чтении стихов и в их музыкальной иллюстрации, но и в интерактивном общении. Хочется надеяться, что эта «первая  ласточка» послужит примером дальнейшего сотрудничества двух циклов: музыкального и общеобразовательного.

Э. Р. Матчанова.